Регистрируем сайт как СМИ

Вы владелец информационного сайта или блога с полезным контентом? А в каком статусе существует ваш проект? Задумывались о том, чтобы зарегистрировать сайт в качестве СМИ? Сегодня медиаюрист Маргарита Ледовских расскажет о фундаментальных моментах этой темы.

Нужно ли называть сайт СМИ?

Всё должно быть индивидуально. Плюсы есть, и об этом расскажу.

Когда ко мне обращаются с просьбой оказать юридическую помощь в части регистрации, вопрос о необходимости прохождения этой процедуры чаще всего появляется. Есть, правда, и такие клиенты, которые сразу просят провести регистрацию сайта как СМИ — они уже всё решили. Моя сегодняшняя статья как раз для всех сомневающихся.

И сначала предлагаю разобраться с тем, когда можно регистрировать СМИ в интернете, а потом уже поговорим о плюсах и минусах.

Тематика сайта со статусом СМИ

Каких-либо ограничений не существует. Совсем не обязательно, чтобы ваш сайт имел общественно-политическую направленность. Хотя такие сайты действительно ассоциируются у многих со СМИ.

Закон позволяет зарегистрировать в этом качестве и сайт о дизайне, и сайт о здоровье, и любой другой сайт. Единственное ограничение — сайт с тематикой, которая является злоупотреблением свободой массовой информации. Такой ресурс не может быть СМИ. Правда, это очень крайние случаи, когда на сайте допускаются грубые нарушения законодательства (экстремизм, пропаганда терроризма и т. п.). Уверена, что тематика 99 процентов сайтов, которые решают зарегистрироваться в качестве СМИ, не такая.

Как быть с текстовым и видеоблогом

Прежде всего уточним, где ведётся блог.  Если в соцсетях или на странице какого-то сайта, доменное имя которого не принадлежит блогеру, то, конечно, ни о какой регистрации в качестве самостоятельного ресурса речи не идёт.  При регистрации сетевого СМИ надо предоставлять Свидетельство регистрации доменного имени (у разных регистраторов доменных имен данный документ может иметь разные названия). В описанных выше ситуациях такого документа у человека просто не будет.

Если же доменное имя зарегистрировано на вас и блог как раз размещается на этом сайте, то никаких проблем возникнуть не должно, вы можете регистрировать такой сайт-блог в качестве СМИ.

Если у вас размещён видеоконтент на Youtube, то следует знать, что в качестве сетевого СМИ канал Youtube не может быть зарегистрирован, так как он не является самостоятельным сайтом.  Если есть большая необходимость в приобретении статуса СМИ, то можно выбрать для регистрации другие виды СМИ, например видеопрограмму или информационное агентство.

Что делать, если вы выпускаете видеопередачи под постоянным названием (например, о здоровом образе жизни) и транслируете их на сайте?

В соответствии с позицией Верховного Суда, который дал толкование закону «О СМИ», любой контент сайта в интернете не является продукцией СМИ.

law

Таким образом, регистрация видеопрограммы, как и в целом сайта в качестве сетевого СМИ, не является обязательной.  Если у видеопрограммы есть постоянное название и вы выпускаете её не реже одного раза в год, то вы можете зарегистрировать её в качестве СМИ (видеопрограмма) или сам сайт в качестве сетевого СМИ, но еще раз повторюсь, что это дело добровольное.

Регистрация сайта с онлайн-тренингами

Для СМИ образовательной направленности, в том числе для сайтов, которые хотят получить статус СМИ, предусмотрена пониженная государственная пошлина — 2000 рублей (вместо обычных 10 000 рублей).  Но в законах вы нигде не найдете понятие таких СМИ и точных критериев. Соответственно, Роскомнадзор может по-разному подходить к разным сайтам, каждый раз определяя, есть ли образовательная направленность или нет.

У меня был опыт регистрации образовательных сайтов некоммерческой направленности. На мой взгляд, нет каких-либо ограничений для того, чтобы регистрировать и коммерческий интернет-сайт с госпошлиной 2000 рублей, если действительно он имеет образовательную направленность. В любом случае вы ничего не теряете, так как если регистрирующий орган всё же сочтёт, что ваш сайт надо регистрировать по общим правилам, вам не откажут в регистрации, а вернут документы без рассмотрения. Тогда надо будет просто доплатить разницу в пошлине и подать документы заново.

О плюсах и минусах

Очень весомый плюс в том, что учредитель СМИ не будет отвечать за комментарии пользователей, если они идут на сайт без премодерации. Это основное отличие сайтов-СМИ.

Регистрация сайта в качестве СМИ критически важна, если на ресурсе много пользовательского контента. Бывает сложно проверить, что пользователь, оставляя комментарии, действует в рамках закона. Для этого, во-первых, модератору надо самому очень хорошо знать требования закона. Во-вторых, не все нарушения можно выявить при модерации сообщений на сайте.

Да, мат можно увидеть и удалить. Но, например, бывает так, что при прочтении комментария администратор сайта не может понять, соответствуют ли сведения действительности ли нет, или что пользователь, размещая контент, не нарушает чьё-то авторское право.

Плюс ещё в том, что если на сайте в комментариях допущено злоупотребление свободой массовой информации, Роскомнадзор направляет вам уведомление об этом, и у вас есть сутки на то, чтобы удалить такой комментарий или отредактировать его.  Если это будет сделано, то неблагоприятных последствий не наступит.  В отношении сайтов-неСМИ таких предупреждающих действий Роскомнадзор проводить не обязан.

Дополнительная ответственность

По сути, все нарушения, которые запрещены для сайтов-СМИ, также нельзя допускать и на других сайтах в Интернете.  Статья 4 Закона «О СМИ», которая распространяется только на СМИ, предусматривает возможность прекращения деятельности СМИ по суду в случае повторного за год злоупотребления свободой массовой информации. Необходимо также хранить конфиденциальность источника информации.  Также после регистрации надо будет указывать выходные данные СМИ на сайте.

Реклама в СМИ

Закон «О рекламе» содержит общие требования, которые касаются рекламы и для сайтов-СМИ, и для всех других сайтов. Хочу также заметить, что публикация статей за плату сама по себе не говорит о том, что статья является рекламной. Всегда надо смотреть на само содержание статей.

В заключении скажу, что учредитель СМИ может в любое время принять решение о прекращении деятельности сайта в качестве СМИ.

Расскажите, как вы решаете вопрос статуса вашего контентного ресурса. Задумывались ли о регистрации в статусе СМИ и считаете ли это необходимым?

margarita_led

Маргарита Ледовских, медиаюрист,  руководитель проекта о правовом регулировании Интернета «Право в сети»
Группа ВКонтакте

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 7 =

 
Обсуждение: оставлено 2 коммент.
  1. Спасибо за полезную информацию!
    Вопрос такой: «пониженная государственная пошлина – 2000 рублей» возможна только для некоммерческих направлений образовательных сайтов? Думается, что любой сайт все-же имеет хоть какую-то коммерческую подоплёку.
    А если конкретно, то у меня, в числе других, есть сайт по обучению инфобизнесу для новичков. Конечно я ПРОДАЮ обучающие курсы (хотя есть и бесплатные варианты). Вот такой сайт может попсть под пониженную госпошлину в 2000 рублей?

    Ответить
    1. Маргарита Ледовских:

      Александр, я писала в статье, что закон не говорит только о некоммерческих проектах. На мой взгляд, любые СМИ образовательной направленности могут быть зарегистрированы с пошлиной 2000 рублей. Но прямо 100-процентных гарантий дать не могу, поскольку в законе нет четких критериев.

      Ответить
©2012-2016.   Маркетинг с азов для малого бизнеса и микробизнеса
ИП Губина Мария Сергеевна, ОГРН 312784713800044, Санкт-Петербург

ГЛАВНАЯ БЛОГ БЕСПЛАТНО ОБ АВТОРЕ УСЛУГИ ОТЗЫВЫ ФОРУМ КОНТАКТЫ

Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.

       

  •    

×
Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.

       

  •    

×
Подписаться на мини-курс "Из чего состоит проект?"

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы будем присылать вам материалы курса по электронной почте.



  •    

×
Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.

×
Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.


×

Введите имя и электронный адрес, и мы пришлем вам запись вебинара о правильной постановке целей и несколько полезных ресурсов

×

Оставьте ваше имя и электронный адрес ниже, и пришлем вам тест-шпаргалку от Валентины Власовой

×

Оставьте в форме имя и электронный адрес и скачайте мою мини-подборку опросников для отзывов

×

Оставьте в форме ваше имя и электронный адрес, и мы пришлем вам ментальную карту «Виды и группы контента»

×

Заполните поля формы и получите чек-лист от Дарьи Капитоновой по ведению Инстаграм-аккаунта для начинающих

×

Заполните форму и скачайте шаблон для систематизации контактов и поиска потенциальных партнеров

×

Заполните форму и скачайте шаблон для оценки важности ваших задач и составления плана делегирования

×

Сложно начать писать — на сайт, в блог, в прессу?
Видите пустую страницу документа Word и сразу теряете мысли? Есть о чём писать, но не знаете, с чего начать? Заполните форму и скачайте вебинар!

×

Заполните форму ниже и получите бесплатный курс «Из чего состоит проект»

×

Оставьте ваши данные в форме и мы пришлём вам чек-лист с инструментами, помогающими в продажах услуг»

×

Оставьте в форме ваше имя и электронный адрес, и мы пришлем вам ссылку на вебинар о ранних списках

×

Заполните поля формы и получите чек-лист от Дарьи Капитоновой по ведению Инстаграм-аккаунта для начинающих

×