Почему мы не делегируем?

делегирование в малом бизнесеДля владельца малого бизнеса самый первый животрепещущий вопрос в области управления персоналом – как перестать делать самому и поручить другому?

Пока на вас работаете только вы сами – это еще не бизнес, это скорее ваша работа. Более приятная, чем ваша прежняя офисная, у нее лучше график, интереснее система мотивации, но…

Почему это не бизнес? Потому что бизнес подразумевает управление.

Пока у вас нет сотрудников, вы воспринимаете бизнес как некий механизм, который вам надо постоянно приводить в движение – крутить ручку или нажимать на кнопку, или играть на трубе, чтобы все танцевали. Вы прилежно крутите и нажимаете, но в какой-то момент понимаете: вы успеваете работать, но не успеваете развивать бизнес. Вы играете на трубе, но некому играть на скрипке и тромбоне, некому писать музыку, некому дирижировать. Развития не происходит.

Тогда вы наконец задумываетесь о том, не надо ли передать часть дел кому-нибудь другому. И тут же у вас возникает жуткий внутренний протест: «А вдруг неправильно будет нажимать и крутить? А вдруг сломает все, что нажито непосильным трудом? Никто лучше меня не сможет играть на трубе! Да и вообще – дорого…».

Да, те вещи, которые вы физически не можете сделать – вы делегируете сразу. Например, листовки вы отдаете в печать в типографию, ведь у вас нет печатной машины. Но процессы, которые вам кажутся условно выполнимыми – делегировать ужасно сложно. Нужен сайт? Я сейчас в Интернете статьи на тему почитаю, движок скачаю и все сделаю. Нужен каталог? Найду графическую программу, пару ночей посижу и сам сверстаю. Заказы буду принимать сам, рассылать тоже сам. И на скрипке сыграю сам, и музыку напишу.

Видите, что происходит? Пока вы делаете все сами, вы представляете собой человека-оркестр. Предприниматель же, который грамотно делегирует полномочия и управляет, сравним с дирижером. И попробуйте оценить результат. Работа человека-оркестра – это всего лишь шоу, причем не всегда лучшего качества. А дирижер создает искусство. Кстати, чаще именно дирижер очень неплохо зарабатывает.

Как же перестать делать самому и найти в себе мужество для делегирования?

Прежде, чем браться за какую-то задачу, надо задать себе вопросы.

  1. Действительно ли я сэкономлю?
  2. Действительно ли я это сделаю лучше, чем специалист?
  3. Действительно ли у меня есть на это время, и не пострадают ли какие-то другие мои задачи, если я займусь этим.
  1. Действительно ли я сэкономлю?

Вы считаете: сайт стоит 10 тысяч рублей, значит, я сэкономлю 10 тысяч, если сделаю его сам. Или: сайт стоит 10 тысяч рублей, курсы по сайтостроению – 5 тысяч. Я пойду на курсы и еще 5 тысяч сэкономлю.

Математически все верно. Но надо учитывать еще и ваше потраченное время.

Если у вас нет никаких других дел, и вы делаете сайт вместо того, чтобы лежать на диване – прекрасно, делайте сайт сами. Вы совершенно точно сэкономите.

А если вы сидите над сайтом вместо того, чтобы делать какую-то другую работу – тогда вы может быть вовсе и не экономите.

Например, за неделю вы можете сделать сайт ИЛИ записать и продать обучающий курс и заработать например 30 тысяч рублей. Если вы делаете сайт, то вы не экономите 6 тысяч, а, наоборот, теряете ваши деньги, которые могли бы в это время зарабатывать. Это называется неявные издержки.

Или вы копирайтер, и у вас помимо работы над текстами есть еще функции:  продвижение вашего проекта в соцсетях, наполнение сайта, обработка портфолио и так далее. Вы все это делаете сами, и экономите 10 тысяч в месяц на оплате труда помощника. Либо вы берете помощника, он вам освобождает 3 часа времени в день, каждый день вы за эти 3 часа пишете один текст и зарабатываете тысячу рублей (условно). В конце месяца вы помощнику заплатили 10, а сами получили 20-30 тысяч – выгода ваша очевидна.

В этом в первую очередь и есть смысл делегирования полномочий: вы зарабатываете больше, чем инвестируете в другие вещи, которые за вас делают другие люди.

  1. Действительно ли я сделаю это лучше, чем специалист?

Тут комментировать, пожалуй, нечего. Но ответ на этот вопрос требует от вас очень большой внутренней объективности.

Я считаю, что я сам сделаю сайт лучше, чем фрилансер. А почему?

—       Потому что я лучше знаю мой бизнес и “вижу”, каким должен быть сайт.

Так не пойдет 😉

—       Потому что я до создания бизнеса занимался разработкой сайтов, или ходил на тренинги по сайтостроению, у меня есть навыки веб-дизайна, я специалист по юзабилити сайта и так далее… ПЛЮС я хорошо знаю мой бизнес.

Пожалуй, такой ответ принимается. Вы действительно сделаете лучше сами, если обладаете нужными знаниями и навыками.

  1. Не пострадают ли другие мои задачи?

Вы можете действительно делать что-то очень хорошо. И действительно на этом экономить. Но при этом могут пострадать ваши другие задачи.

Например. Вы умеете администрировать соцсети. Вы можете развивать вашу группу так же хорошо, как это делал бы SMM-специалист. И у вас теоретически есть час в день, который вы можете на это потратить. То есть вы бы еще и сэкономили.

НО!

Тогда вам некогда будет заниматься стратегическим планированием. Само по себе планирование в этом месяце не принесет вам денег – за планы нам с вами никто не платитJ Но вам необходимо заниматься развитием бизнеса, это задача приоритетная и ее нельзя отодвинуть на второй план. Так что лучше потратить немного денег на помощника. Планирование окупится позже.

Другие здачи – это и ваша семья и ваше здоровье. Кому из нас надо работать по 20 часов в сутки потому, что “с этим я справлюсь сам”, а потом заболеть от переутомления? Кому из нас надо экономить 3 тысячи рублей на менеджере по соцсетям, чтобы при этом ребенок нас видел по 5 минут в день перед сном?

Таким образом.

Только если вы ответили на эти вопросы

–      Да, я точно сэкономлю!

–      Да, я точно сделаю это лучше!

–      Да, точно мои другие задачи не пострадают!

–  тогда садитесь и делайте.

Ну а если вам просто психологически сложно перепоручить – ломайте себя и перепоручайте.

В бизнесе – как с детьми. Так трудно впервые разрешить ребенку шагать без вашей помощи, так трудно впервые дать ему возможность выйти гулять во двор одному. Но это необходимые этапы его развития. Помните об этом и применяйте не только с детьми, но и с вашим бизнесом. И только тогда он станет взрослым, самостоятельным и успешным.

Если вы пока не точно определились в системе координат «работа/бизнес» — послушайте мой бесплатный вебинар на эту тему «Хобби, работа или бизнес — как найти верный путь?».  >>>>>

mariagoubina_st

Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать + 13 =

 
Обсуждение: оставлено 4 коммент.
  1. Здравствуйте! Спасибо за статью. Я, безусловно, согласна с тем, что важно делегировать. В своей практике я столкнулась с тем, что не знаю, как и где найти хороших специалистов, которые могли бы помочь, например, с соц.сетями.

    Ответить
    1. azconsult:

      Альфия, есть же полезный сервис — assistor.ru
      Это сервис тренинг-центра «1day1step», они готовят менеджеров по соцсетям в том числе, и на сервисе размещают их резюме. Там можно и оставить заявку на специалиста.
      Вы считаете, нам стоит отдельно раскрыть тему поиска помощников?

      Ответить
  2. Наталья:

    Какая хорошая статья! Даже немного добрая и душевная. Музыкальной лирикой до по прозе жизни. Я ничего не имела бы против и человека-оркестра, но трудно поверить, что есть люди, которым ИНТЕРЕСНО ВСЁ, чем они занимаются в своем бизнесе. Все же есть вещи действительно интересные, а есть действительно прибыльные. Отдать другому то, во что душу вкладываешь — своё всё — как-то странно. Рискнуть тем, что выстроено на личном профессионализме — тоже необычно. А вот все остальное — можно отдавать не меньшим профессионалам или тем, кто горит этим делом, даже не задумываясь. Ведь на идеи и вдохновение тоже время нужно. Пусть другие работают)))

    Ответить
    1. azconsult:

      Вот только жаль, что иногда приходится делегировать и те вещи, которые доставляют удовольствие, потому что надо заниматься теми, которые точно никто больше не сделает.

      Ответить
©2012-2016.   Маркетинг с азов для малого бизнеса и микробизнеса
ИП Губина Мария Сергеевна, ОГРН 312784713800044, Санкт-Петербург

ГЛАВНАЯ БЛОГ БЕСПЛАТНО ОБ АВТОРЕ УСЛУГИ ОТЗЫВЫ ФОРУМ КОНТАКТЫ

Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.

       

  •    

×
Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.

       

  •    

×
Подписаться на мини-курс "Из чего состоит проект?"

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы будем присылать вам материалы курса по электронной почте.



  •    

×
Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.

×
Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.


×

Введите имя и электронный адрес, и мы пришлем вам запись вебинара о правильной постановке целей и несколько полезных ресурсов

×

Оставьте ваше имя и электронный адрес ниже, и пришлем вам тест-шпаргалку от Валентины Власовой

×

Оставьте в форме имя и электронный адрес и скачайте мою мини-подборку опросников для отзывов

×

Оставьте в форме ваше имя и электронный адрес, и мы пришлем вам ментальную карту «Виды и группы контента»

×

Заполните поля формы и получите чек-лист от Дарьи Капитоновой по ведению Инстаграм-аккаунта для начинающих

×

Заполните форму и скачайте шаблон для систематизации контактов и поиска потенциальных партнеров

×

Заполните форму и скачайте шаблон для оценки важности ваших задач и составления плана делегирования

×

Сложно начать писать — на сайт, в блог, в прессу?
Видите пустую страницу документа Word и сразу теряете мысли? Есть о чём писать, но не знаете, с чего начать? Заполните форму и скачайте вебинар!

×

Заполните форму ниже и получите бесплатный курс «Из чего состоит проект»

×

Оставьте ваши данные в форме и мы пришлём вам чек-лист с инструментами, помогающими в продажах услуг»

×

Оставьте в форме ваше имя и электронный адрес, и мы пришлем вам ссылку на вебинар о ранних списках

×

Заполните поля формы и получите чек-лист от Дарьи Капитоновой по ведению Инстаграм-аккаунта для начинающих

×