7 способов принимать решения

Я где-то читала, что человек каждый день принимает несколько сотен решений. Источник не помню, врать не буду. Как в обычной жизни, так и в бизнесе есть решения простые, не вызывающие у нас особого беспокойства. Публиковать статью или нет? Отправить письмо партнёру сегодня или завтра? Согласовать макет или отправить на доработку? Надеть платье или снова влезть в джинсы? :)

Бывает, что решение даётся труднее. Есть два пути, три, пять, и все нам симпатичны или пугают нас одинаково. Выходить на соседний рынок или нет? Начать производить товар А, товар Б, или вообще не расширять ассортимент? Проводить тренинг онлайн или офлайн? Об этом мы уже писали: помните статью о технике выбора варианта из двух возможных?

А что, если вариантов вообще нет?

А что, если нужно не просто выбрать подходящий, а сгенерировать идею или найти выход из сложной ситуации? Или определиться, по какому пути следовать дальше: не согласиться на один из двух, а придумать полностью новый? Тут наступает время не для логики, а для креатива.

Мы решили поделиться с вами способами креативного поиска идей и принятия решений. Знаем, умеем, практикуем.

Спроси совета у гуру

Допустим, у вас есть кумир. Ну пусть не кумир, а некий известный персонаж, вызывающий восхищение, на которого вам хотелось бы быть похожим. Да хоть просто знакомый или коллега, который всегда легко справляется с трудностями и генерирует новые идеи. Как следует сосредоточьтесь и подумайте: как поступил бы он на вашем месте?

Смысл в том, что у каждого из нас в голове на самом деле полно свежих идей и креативных решений. Но они усиленно прячутся. Выпускать их, озвучивать и применять нам мешают собственные внутренние ограничения: страхи, комплексы, неуверенность в себе. Как только мы мысленно оказываемся другим человеком (да-да, без страха и упрёка), идеи приходят к нам сами. Остаётся только зафиксировать их, составить планы и победить собственные внутренние препятствия.

Что бы я посоветовал?

Этот инструмент похож на предыдущий. Многие из нас сапожники без сапог. Легко придумывают идеи для других, но чуть предстоит сделать это для себя — всё, ступор. Выход прост: представьте, что в вашей ситуации оказался кто-то другой, кому вы очень хотите помочь: друг, коллега, ученик. Можете даже попросить знакомого разыграть эту роль: действительно встретиться с вами и послушать, что вы предложите в качестве решения. Лучше, если таких решений будет несколько.

Что хорошо в этом способе? Когда мы даём совет другому человеку, мы игнорируем его потенциальные слабости. «Встань и иди», — говорим мы. Давая совет «как бы другому», вы перестаёте думать про факторы, которые вас ограничивают, и выдаёте действительно ценные идеи.

Я бы точно не стал…

Можно зайти и с другой стороны. Этот метод представляет собой мозговой штурм, предполагающий генерацию самых бредовых идей, которые только могут прийти вам в голову. А может быть и не только вам, если вы проводите штурм в компании.

Смысл в том, что включается сплошной поток креатива, а внутренний критик, напротив, выключается: вы же специально придумываете бредовые идеи, их незачем критиковать!

Эффекта два: во-первых, в какой-то момент бредовые идеи иссякают, а креатив по инерции продолжается. Тут-то приходят в голову вполне рабочие варианты. Во-вторых, какая-то мысль, высказанная в порядке бреда, может при ближайшем рассмотрении оказаться не такой уж ужасной. Что уж там, многие гениальные идеи именно так и рождаются.

Как всё испортить?

Аналог предыдущего способа, но используется не для поиска конкретных идей, а скорее для определения пути развития, не важно, личного, профессионального или в бизнесе.

Вы находитесь на распутье. Куда идти — непонятно. Попробуйте всерьёз задуматься: что бы вы сделали сейчас, чтобы разрушить то, над чем работаете. Делаете бизнес — как добиться падения продаж? Как понизить лояльность сотрудников? Как распугать всех конкурентов? Обдумываете личные отношения — как их испортить? Как постоянно конфликтовать? Какие фатальные ошибки можно совершить?

Запишите всё. А потом посмотрите критическим взглядом и подумайте: может быть, вы уже это делаете? Может быть, вы прямо сейчас саботируете свой бизнес, карьеру, отношения? И тогда ваш путь на ближайший период: сначала исправить глобальные промахи и сгладить острые углы, а потом планировать дальше.

Разбей на части

Для маленькой проблемы легче найти решение, чем для большой, а из понятной ситуации проще выбраться, чем из запутанной. Поэтому можно трудную, объёмную проблему или запутанную ситуацию разбить на несколько более мелких.

Например, на глобальный вопрос «Как жить дальше?» мы отвечали с помощью колеса баланса. Можно выделить подобные зоны ответственности в каждой из трудных ситуаций. Так ответ на вопрос «Как мне похудеть?» делится на ответы на вопросы: «Как правильно питаться?», «Как больше двигаться?», «Как получать больше энергии?» и так далее. А ответ на вопрос «Как мне сделать тренинг?» делится на: «Как составить программу?», «Как сделать лендинг?», «Как проанонсировать?» и так далее. Отвечайте по порядку на эти вопросы — получите решение.

Способ хорош и для ситуации, когда вам кажется, что чёрная полоса в жизни (или в проекте) затянулась. Когда на вопрос о том, что конкретно плохо, вы отвечаете: «Да всё!» Не поленитесь, выпишите всё, что вас беспокоит, по пунктам. Каждый пункт списка рассмотрите отдельно и придумайте по несколько путей решения. Вы увидите, что можете двигаться маленькими шагами, и скорее всего, что глобальные изменения вам не нужны. И что каждая проблема не так уж серьёзна, как вам казалось.

Стратегия творчества Уолта Диснея

Этот метод хорошо подходит не только для поиска новых идей, но и для борьбы со страхами и неуверенностью. И здесь вам потребуется способность к преображению. Примерьте на себя три роли: мечтателя, не желающего оглядываться на реальность; реалиста (прагматика), максимально приземлённого и ориентированного на поиск практических решений; критика, готового цепляться к каждой мелочи.

В каждом из нас есть тот, другой и третий. Обычно они действуют одновременно, и успех любого вашего начинания зависит от того, кто из них громче кричит. Ну или кого из них вы лучше слушаете.

Когда вы используете метод Диснея, ваша задача – примерять каждую роль поочерёдно, на время отключив остальные. Мечтатель генерирует идеи, не задумываясь, получится или нет, всё у вас есть для реализации или нет. После мечтатель отправляется на каникулы до самого конца творческого процесса, и наступает очередь прагматика. Его задача — придумать максимально реалистичные пути решения для каждой идеи. А вот затем подпускайте критика. Его дело — найти в составленных планах недочёты и «узкие места», а затем вновь отправить проект на доработку реалисту. Дальше критик и прагматик работают в тесной связке: один придумывает решения (можно использовать один из описанных выше способов), другой находит, что и где поправить.

6 шляп мышления

Этот способ креативного принятия решений придумал Эдвард де Боно. В отличие от предыдущего инструмента, ролей здесь будет шесть — по числу разноцветных шляп, которые автор стратегии предлагает надевать (можно метафорически).

В начале обсуждения используем синюю шляпу: это момент для постановки целей. Фиксируем, что мы хотим добиться. А дальше меняем шляпы и фиксируем видение ситуации/проекта в зависимости от того, в какой шляпе (роли) мы сейчас находимся.

Красная шляпа предполагает эмоциональное видение. Не надо ничего обосновывать и аргументировать, просто передайте ваши чувства и эмоции по отношению к проекту. Возможно, логика подсказывает его выгоду, но чувства говорят: «Ну не нравится мне это». Когда вы в красной шляпе, ваша задача — почувствовать и отметить как раз это «ну не нравится».

Жёлтая шляпа — символ оптимизма. Надев её, стройте максимально позитивные прогнозы, ищите скрытые ресурсы, дополнительные выгоды от проекта и так далее.

Чёрная шляпа — наоборот. Это Критик по Диснею. В этой шляпе ищите недостатки, риски, проблемные зоны проекта.

Зелёная шляпа — творчество. Тот, кто надел зелёную шляпу, генерирует нестандартные идеи, изучает альтернативные подходы, ищет возможные инновационные пути.

И, наконец, белая шляпа — это конкретика о проекте. После того как примерили все шляпы, нужно надеть белую и зафиксировать все факты и цифры, которыми вы обладаете, которые вам понадобятся и которых недостаёт.

Каждый из этих способов я пробовала сама, либо о результатах мне рассказывали коллеги и друзья. Например, способ Диснея помог мне структурировать и решиться делать проект «Маркетинг с азов», метод «Что бы я посоветовал?» помогает с оргмоментами на тренингах, шесть шляп убедили не взяться за проект, который я не могла позволить себе тянуть. А разбивание на части я, вообще, использую регулярно и почти что по любому поводу.

А у вас как обстоят дела с креативным принятием решений? Посоветуете ваши любимые методы?

 

Мария Губина, автор проекта «Маркетинг с азов», тренер, бизнес-консультант

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 − два =

©2012-2016.   Маркетинг с азов для малого бизнеса и микробизнеса
ИП Губина Мария Сергеевна, ОГРН 312784713800044, Санкт-Петербург

ГЛАВНАЯ БЛОГ БЕСПЛАТНО ОБ АВТОРЕ УСЛУГИ ОТЗЫВЫ ФОРУМ КОНТАКТЫ

Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.

       

  •    

×
Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.

       

  •    

×
Подписаться на мини-курс "Из чего состоит проект?"

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы будем присылать вам материалы курса по электронной почте.



  •    

×
Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.

×
Скачайте подсказки по бухгалтерии и образцы заполнения бухгалтерских документов

 

Оставьте ваши данные в форме, и мы пришлём вам архив с документами по электронной почте.


×

Введите имя и электронный адрес, и мы пришлем вам запись вебинара о правильной постановке целей и несколько полезных ресурсов

×

Оставьте ваше имя и электронный адрес ниже, и пришлем вам тест-шпаргалку от Валентины Власовой

×

Оставьте в форме имя и электронный адрес и скачайте мою мини-подборку опросников для отзывов

×

Оставьте в форме ваше имя и электронный адрес, и мы пришлем вам ментальную карту «Виды и группы контента»

×

Заполните поля формы и получите чек-лист от Дарьи Капитоновой по ведению Инстаграм-аккаунта для начинающих

×

Заполните форму и скачайте шаблон для систематизации контактов и поиска потенциальных партнеров

×

Заполните форму и скачайте шаблон для оценки важности ваших задач и составления плана делегирования

×

Сложно начать писать — на сайт, в блог, в прессу?
Видите пустую страницу документа Word и сразу теряете мысли? Есть о чём писать, но не знаете, с чего начать? Заполните форму и скачайте вебинар!

×

Заполните форму ниже и получите бесплатный курс «Из чего состоит проект»

×

Оставьте ваши данные в форме и мы пришлём вам чек-лист с инструментами, помогающими в продажах услуг»

×

Оставьте в форме ваше имя и электронный адрес, и мы пришлем вам ссылку на вебинар о ранних списках

×

Заполните поля формы и получите чек-лист от Дарьи Капитоновой по ведению Инстаграм-аккаунта для начинающих

×